АМАТОРИКА
Чтобы понять, в чем кроется это глубинное различие, мы воспользуемся психологической типологией «Аматорика». Она позволяет проанализировать структуру личности через четыре аспекта отношений: Эрос (симпатия), Филия (дружба), Сторге (советы и направление) и Агапе (забота и помощь). Давайте разберем, как устроена «душа» каждого из этих великих сыщиков.
Часть 1. Типирование Шерлока Холмса (Василий Ливанов)
Психотип: СФАЭ («Советник»)
Образ, созданный Ливановым, — это эталон английской сдержанности, интеллекта и скрытой душевной теплоты. Его психотип идеально отражает этот баланс.
1-я функция (Эго) - Сторге (Советы и направление): Это стержень его личности. Его дедукция — это не просто догадка, а пламенное, уверенное и настойчивое направление мысли, которое он предлагает как единственно верный путь. Он ведет расследование, указывает на ошибки полиции и направляет действия Ватсона. Для него истина — это конечный пункт, и он точно знает, как к нему прийти.
2-я функция (Персона) - Филия (Дружба): Здесь кроется его человечность. Отношения с доктором Ватсоном - это его творческий и гибкий способ взаимодействия с миром. Он мягкий и обходительный в дружбе, ценит сам процесс общения, поддерживает друга и раскрывается именно в этом тандеме. Филия — его сильная, но адаптивная сторона, которая делает его не просто гением, а настоящим другом.
3-я функция (Тень) - Агапе (Забота и помощь): Это его «болевая точка». Холмс помогает людям, решая их проблемы, но практическая, бытовая забота дается ему с трудом. Он неуверен и сомневается в этой сфере. Мы видим его рассеянным в вопросах комфорта, неловким в попытках утешить. Он готов оказать интеллектуальную помощь, но сама по себе физическая или эмоциональная забота — зона его уязвимости.
4-я функция (Анима) - Эрос (Симпатия): Сфера романтики для него практически не существует. Он относится к ней с нейтральным и равнодушным научным интересом. Симпатия со стороны Ирэн Адлер вызывает в нем уважение к ее уму, но не ответное романтическое влечение. Он легко принимает чувства других, но сам в этой игре не участвует. Это его зона полного безразличия.
Часть 2. Типирование Шерлока Холмса (Бенедикт Камбербэтч)
Психотип: САФЭ («Аналитик»)
Этот Шерлок - гений XXI века, продукт эпохи информации и скорости. Его личность остра, нестабильна и трагична, что блестяще отражает его психотип в Аматории.
1-я функция (Эго) - Сторге (Советы и направление): Как и у классического образа, это его доминанта, но возведенная в абсолют. Его дедукция — это пламенный и настойчивый ураган мысли, который не просто направляет, а подчиняет себе реальность. Он диктует выводы, ломает шаблоны и требует беспрекословного признания своего интеллектуального превосходства.
2-я функция (Персона) - Агапе (Забота и помощь): Вот ключевое отличие! Его творческая энергия направлена не на дружбу, а на помощь. Расследования для него — это азартный и творческий процесс заботы о клиенте, способ «спасти» кого-то. Он может быть грубым, но он всегда помогает. Защита миссис Хадсон, спасение Джона — это проявления его сильной, хоть и специфической, 2-й Агапе.
3-я функция (Тень) - Филия (Дружба): Здесь его главная боль и трагедия. Он отчаянно нуждается в дружбе, но абсолютно не умеет с ней обращаться. Он неуверен, сопротивляется и постоянно сомневается в ней. Он ранит Джона, отталкивает его, проверяет на прочность, потому что сфера дружбы для него мучительна и непонятна. Его знаменитая речь шафера на свадьбе — это крик души его «болевой» 3-й Филии.
4-я функция (Анима) - Эрос (Симпатия): Полное и абсолютное равнодушие. Романтика для него — скучная биохимия, переменная, которую можно использовать для решения задачи (как в случае с Ирэн Адлер), но не более. Он холоден, пассивен и легко принимает тот факт, что эта сфера существует для других, но не для него.
Сравнительное заключение
Анализ через призму Аматорики позволяет нам увидеть, что при внешней схожести (гениальный сыщик, равнодушный к женщинам) мы имеем дело с двумя совершенно разными психологическими структурами.
Общая формула Шерлока: Сходство обоих образов заключается в их крайних функциях. У обоих 1-я Сторге (гениальный ум, дающий направление) и 4-я Эрос (полное безразличие к романтике). Это и есть тот самый «скелет» персонажа, который мы узнаем в любом исполнении.
Ключевое различие: Душа персонажа кроется в его средних, творческой и болевой, функциях.
Холмс-Ливанов (СФАЭ) — это гений, чья человечность раскрывается через 2-ю Филию (Дружбу). Он в первую очередь надежный Друг. Его слабость — в 3-й Агапе (Заботе), что делает его немного неловким, но не токсичным. Он — «более дружелюбный образ».
Холмс-Кэмбербетч (САФЭ) — это гений, который реализует себя через 2-ю Агапе (Помощь). Он в первую очередь блестящий Спасатель. Его главная трагедия — в 3-й Филии (Дружбе), что делает его невыносимым и вечно сомневающимся другом. Он — «более спасательный образ».
Таким образом, Аматорика не просто констатирует, что один Шерлок — джентльмен, а другой — социопат. Она показывает, почему это так, вскрывая их внутреннюю механику: один силен в том, в чем слаб другой. И именно этот контраст делает обоих персонажей такими глубокими, многогранными и незабываемыми.