АМАТОРИКА
В Аматорике психотип ФАСЭ (Мотиватор) характеризуется следующим распределением функций, определяющих его подход к любви и отношениям:
1-я функция (Эго) - Филия (Дружба и доверие) в роли Родителя: Ведущий Друг и Доверитель, уверенный в ценности дружбы и искренности, директивный в установлении доверительных отношений.
2-я функция (Персона) - Агапе (Помощь и забота) в роли Взрослого: Заботливый Помощник и Поддержка, адекватный и открытый к оказанию помощи, внимательный к потребностям других.
3-я функция (Тень) - Сторге (Советы и направление) в роли Подростка: Сомневающийся в Направлении и Ищущий Верный Путь, неуверенный в выборе направления, бунтующий против навязывания советов, ищущий свой путь.
4-я функция (Анима) - Эрос (Симпатия и привязанность) в роли Ребенка: Вдохновляемый Атмосферой и Отстраненный от Личной Симпатии, непосредственный в восприятии атмосферы, пассивный в проявлении личной симпатии, реагирующий на общее настроение.
Первые две функции (Эго и Персона) составляют сильный, сознательный блок, направленный на установление доверительных и заботливых отношений. Им противостоит нижний блок (Тень и Анима), где функции Сторге и Эрос находятся в более слабой, подсознательной позиции.
Чтобы лучше понять динамику этого психотипа, давайте представим ситуацию, где ФАСЭ знакомится с новым человеком, потенциально важным для отношений. Послушаем их внутренний диалог:
Ситуация: ФАСЭ встречает нового человека на нетворкинге.
Внутренний диалог:
Филия (1Ф, Эго - Родитель), уверенно и директивно: "Отлично, новый человек! Главное – чтобы все было честно и по-дружески! Нужно установить контакт на основе доверия и взаимопонимания. Нужно узнать его ценности, что для него важно в отношениях. Искренность и честность – вот основа. Я знаю, что дружба – это самое важное! Давай покажем, что мы открыты к дружбе, что нам можно доверять. Важно создать атмосферу душевности и расположить к себе. Доверие – это основа всего!" (Родительская директивность в ценности дружбы и доверия)
Агапе (2Ф, Персона - Взрослый), подключаясь с готовностью помочь и адекватно: "Да, конечно, дружба – это здорово! И я готов помочь, чем смогу. И если ему что-то понадобится, нужно быть готовым помочь, поддержать. Может быть, ему нужна какая-то информация, или совет, или просто моральная поддержка. Нужно быть внимательным к его потребностям и предложить помощь, если она будет уместна. Но не навязываться, конечно, а деликатно предложить. Я всегда готов поддержать в разумных пределах." (Взрослая готовность к помощи и поддержке, адекватность)
Сторге (3Ф, Тень - Подросток), неуверенно и бунтарски: "Так... какое здесь правильное направление? Не командуйте мной! Куда двигаться в этих отношениях? Я не уверен, какой путь будет верным... Может, нужно спросить совета у кого-то? Или подождать и посмотреть, как будут развиваться события? Не говорите мне, что делать! Мне сложно понять, как правильно выстроить взаимодействие, чтобы оно было перспективным и гармоничным. Я сам разберусь, не учите меня!" (Подростковая неуверенность в направлении и бунт против советов)
Эрос (4Ф, Анима - Ребенок), спокойно и непосредственно: "А, ну атмосфера вроде приятная. Здесь весело! Люди улыбаются, общаются... Хорошо, пусть будет так. Романтические чувства? Это не то, о чем я сейчас думаю. Главное, чтобы была позитивная атмосфера для общения. Мне нравится, когда вокруг все радостные! Я просто наслаждаюсь общим настроением. Здесь так здорово!" (Детская непосредственность в восприятии атмосферы, пассивность в романтике, реакция на настроение)
Филия (1Ф, Эго - Родитель), снова берет инициативу, направляя Тень и Аниму родительским тоном: "Сторге, Эрос, не волнуйтесь! Перестаньте волноваться! Я знаю, что делаю! Сейчас не нужно искать направление или зацикливаться на романтике. Главное – установить контакт на основе дружбы и доверия. Агапе, твоя готовность помочь – это замечательно, но пока рано предлагать конкретную помощь. Просто будь внимателен к сигналам. Сейчас фокус на установлении доверительных отношений и создании душевной атмосферы. Слушайте меня, я знаю, как лучше!" (Родительское наставление и директива)
Агапе (2Ф, Персона - Взрослый), соглашаясь с Филией и адаптируясь: "Верно, Филия. Я с тобой согласен. Нужно быть чутким и деликатным. Помощь должна быть уместной и своевременной. Пока просто создадим комфортную атмосферу для общения, проявим внимание и участие. Это уже будет хорошей поддержкой. Я постараюсь действовать деликатно и вовремя." (Взрослая адаптация и согласие)
Сторге (3Ф, Тень - Подросток), все еще в поиске и сопротивлении: "Хорошо... хорошо... Ладно, я попробую... я постараюсь понять направление... может быть, в процессе общения что-то прояснится... главное – не ошибиться с выбором пути... Но не давите на меня!" (Подростковое сопротивление, но попытка следовать)
Эрос (4Ф, Анима - Ребенок), расслабленно и вдохновленно: "Да, атмосфера хорошая, мне нравится. Мне тут хорошо! Пусть все идет своим чередом. Я просто наслаждаюсь моментом. Как здорово!" (Детское наслаждение атмосферой и моментом)
В результате этого внутреннего диалога, ФАСЭ (Мотиватор), ведомый своим Родителем - 1-й функцией Филией, будет:
Родительски стремиться установить доверительные и искренние отношения с новым человеком, директивно утверждая дружбу и честность как основу взаимодействия.
По-взрослому фокусироваться на создании дружеской и душевной атмосферы, где новый знакомый будет чувствовать себя комфортно и безопасно, адекватно предлагая помощь и поддержку.
По-подростковому испытывать неуверенность и трудности в определении правильного направления отношений (3-я функция Сторге), бунтуя против советов и ища свой путь.
По-детски быть отстраненным от личных проявлений симпатии, но легко вдохновляться общей позитивной эмоциональной атмосферой (4-я функция Эрос), непосредственно реагируя на общее настроение и наслаждаясь моментом.
Внутренний "оркестр" ФАСЭ (Мотиватора) настроен на создание крепких, доверительных связей, основанных на дружбе и взаимопонимании. Мотиватор ценит искренность, честность и душевное тепло в отношениях. Он готов быть верным другом и надежной поддержкой, хотя может испытывать неуверенность в определении верного направления развития отношений и не быть сфокусированным на личной романтике, но при этом чутко реагировать на общую эмоциональную атмосферу.
Понимание этой динамики помогает лучше понять мотивацию и поведение людей психотипа ФАСЭ, а самим Мотиваторам – осознать свои сильные стороны в установлении доверительных отношений и работать над укреплением уверенности в своей "теневой" функции Сторге и осознанием своих истинных (возможно, скрытых) романтических потребностей, связанных с 4-м Эросом.