АМАТОРИКА
Христиан – главный герой, молодой, идеалистичный писатель, прибывший в Париж, чтобы прославить "Истину, Красоту, Свободу и Любовь". Его личность буквально излучает либидо, особенно через Эрос (симпатия и привязанность). Его Эрос проявляется как уверенная, всепоглощающая симпатия и привязанность к Сатин. Он не сомневается в своих чувствах, стремится к полному слиянию и единству: "Ты моя, а я твой!". Его песни – это акт созидания, воплощение либидо в чистом виде, где творческая энергия используется для выражения любви и преодоления препятствий.
Сатин – "искрящийся бриллиант" Мулен Руж, танцовщица и куртизанка, мечтающая стать "настоящей актрисой". В ней также бушует мощное либидо. Ее Эрос проявляется в стремлении к подлинной любви, в ее харизме и способности очаровывать. Несмотря на вынужденную роль куртизанки, она сохраняет внутреннюю жажду "Истины, Красоты, Свободы и Любви". Ее выступления на сцене – это демонстрация огромной жизненной энергии, выносливости и артистизма, которые являются проявлениями либидо в действии. Она постоянно "отдает" себя публике, но ее внутреннее либидо стремится к более глубокой, личной связи.
Гарольд Зидлер, владелец Мулен Руж, хоть и является прагматиком, но его либидо проявляется в неудержимом стремлении к созданию шоу, к поддержанию жизни кабаре. Его Агапе (помощь и забота) направлено на благополучие Мулен Руж, его актеров и на прибыль, что позволяет всему этому празднику жизни существовать. Он — Практик, который активно работает над воплощением мечты в жизнь, хотя и с коммерческим уклоном.
Вся атмосфера кабаре – это квинтэссенция либидо: музыка, танцы, смех, флирт, творчество. Это пространство, где жизненная энергия концентрируется и взрывается, где люди стремятся к удовольствию, самовыражению и связи.
Наступление Мортидо: Мания, Тирания и Тень Смерти
Однако в "Мулен Руж!" либидо постоянно сталкивается с разрушительными силами мортидо. Мортидо в Аматорике проявляется через деструктивные паттерны и сопряжено с тратой и разрушением психической энергии.
Герцог Монро – главный антагонист, является живым воплощением мортидо, проявляющегося через Манию (одержимость, собственничество) и Тиранию (контроль, подавление). Его "любовь" к Сатин – это не Эрос, а чистая Мания: он не видит в ней личность, а лишь объект желания и владения. Он хочет "присвоить" ее, превратить в свою собственность, как и весь Мулен Руж. Его ревность, угрозы, готовность прибегнуть к насилию – это классические проявления архетипа Маньяка или Вредителя, где эротическая страсть трансформируется в деструктивное желание контроля и уничтожения. Его богатство и власть, казалось бы, должны были бы служить созиданию, но они используются для подавления свободы и разрушения.
Болезнь Сатин (туберкулез) – это наиболее очевидное физическое проявление мортидо. Смерть, постепенно поглощающая ее тело, становится символом разрушительной силы, которая медленно, но верно истощает ее жизненную энергию. Это метафора того, как мортидо может подтачивать даже самое сильное либидо. Ее кашель, бледность, нарастающая слабость – это визуальное представление того, как энергия паттерна Агапе (забота о себе и других) и Эроса (жизнь, страсть) буквально "разрушается" внутри.
Давление Зидлера – хоть он и сам является носителем либидо, но под давлением обстоятельств (долги, угрозы Герцога) он вынужден идти на компромиссы, которые разрушают идеалы Мулен Руж. Его стремление к выживанию превращается в Прагму, когда он фактически продает Сатин Герцогу, а спектакль – из воплощения любви – становится фарсом, служащим для ублажения спонсора. Это показывает, как даже позитивное либидо может быть искажено и деградировать под влиянием внешнего давления, превращаясь в деструктивные, корыстные действия.
Скрытые встречи Христиана и Сатин, их вынужденная ложь – это также проявления того, как мортидо (страх разоблачения, опасность) вынуждает их подавлять свои истинные чувства и скрывать их, разрушая естественность и свободу их Эроса. По мере развития сюжета атмосфера Мулен Руж темнеет, веселье сменяется тревогой, а страсть – страхом.
Вершина борьбы и парадокс финала
Кульминация фильма – это арена, где либидо и мортидо сталкиваются лицом к лицу. Спектакль "Прощай, зефирная птичка", задуманный как триумф любви, становится полем боя. Когда Сатин на сцене выбирает любовь Христиана, а не Герцога, это акт высшего проявления Эроса, победа либидо над страхом и контролем. Ее фраза "Самое великое, чему ты когда-либо научишься, - это просто любить и быть любимым в ответ" – это манифест либидо.
Однако победа оказывается пирровой. Мортидо в лице болезни Сатин берет свое. Ее смерть – это, казалось бы, окончательный триумф разрушительной силы. Христиан погружается в отчаяние, его творческая энергия (либидо, выраженное в письме) иссякает, он не может писать целый год. Это яркое проявление того, как мортидо может "иссушить" психику, как описывается в Аматорике для 3-й и 4-й функций.
Но фильм не заканчивается на этом. Спустя год, Христиан, сидящий в пустом Мулен Руж, начинает писать их историю. Это акт сублимации, трансформации мортидо горя и потери в новый виток либидо. Он берет разрушенный опыт и превращает его в акт творчества, который увековечивает их любовь. Таким образом, даже после физической победы мортидо, либидо находит способ воскреснуть, пусть и в иной форме. История, рассказанная им, становится последним, самым мощным проявлением Эроса, который преодолевает смерть.
"Мулен Руж!" – это не просто мюзикл, а глубокая драма о вечном противостоянии жизненных сил и сил распада. Через архетипы и паттерны Аматорики мы видим, как Эрос, Филия, Агапе и Сторге (либидо) борются против Мании, Прагмы, Тирании и Фобии (мортидо). Фильм показывает, что даже в случае трагического исхода на физическом уровне, истинная любовь и стремление к созиданию могут найти путь к возрождению, утверждая непобедимую силу либидо в человеческой душе, которая продолжает искать "Истину, Красоту, Свободу и Любовь" даже после потерь. Это гимн жизни, звучащий над пропастью разрушения.