15 апр. 2024

Когда выпал Джокер

Фильм "Джокер" одних зрителей напугал реалистичностью, а других заставил задуматься о причинах возникновения зла. Фильм затронул серьезную общественную проблему и спровоцировал дискуссии. Психологи, социологи и гуманисты дали личные оценки и объяснили причины из-за которых главный персонаж фильма - уличный клоун-аниматор Артур, трансформировался в убийцу-психопата Джокера. Аматорика присоединяется к этому исследованию и показывает как происходит деградация психики главного персонажа фильма.



У каждой науки личный предмет исследования. Каждый отдельный ученый видит причины деградации психики Артура согласно собственной науки. Психологи обратили внимание на детство персонажа и сделали акцент на психической болезни и насилии, которое переживал Артур в детстве. Социологи обратили внимание на депрессивное состояние городского общества, на запредельный уровень безработицы, разницу в доходах и другие проблемы городской жизни. Социологи настаивают на том, что причиной деградации Артура стали сокращения в городском секторе, которые касались поддержки психически больных жителей и уровень городской преступности. Гуманисты акцентировали внимание на том, что "насилие порождает насилие" и Артура не любили, не сочувствовали, у него не было друга и девушки. В конечном итоге втянули в борьбу "добра со злом", где каждый считал себя добром, а оппонентов злом.



У Аматорики инструмент познания опирается на архетипы. В нашем случае будем смотреть на события фильма через через коллективные архетипы, которые отвечают за шаблоны поведения в обществе. Психические структуры влияют на человека, мотивацию, построение межличностных отношений и формирование личной самооценки. Наше исследование не претендует на полноту, оставляет свободу для дополнительных размышлений и не считается истиной в последней инстанции. Статья ни в коем случае не оправдывает насилие. Предпринимается попытка обнаружить источник, нащупать симптоматику и предупредить общество об опасности, которая заключается в том, что психика человека включает в себя "вложенные автоматизмы", которые активируются окружающими людьми и обществом.



В статье "Архетипы на всю голову" можно увидеть как из шаткого состояния персонаж фильма поднимался по коллективным либидо архетипам. Благодаря странному событию, когда героиня фильма "Красотка на всю голову" Рени, ударяется головой и видит себя "идеальной", а затем сбываются мечты девушки и окружающие люди шли навстречу. Таким образом, девушке удалось выйти из негативного состояния и получить потенциал для личного роста. В фильме "Джокер" обратная ситуация. Персонаж фильма также в шатком положении. У Артура обостряются проблемы с работой и личной жизнью, давят амбициозные мечты о личном успехе и желании вырваться "в лучший мир". У обоих персонажей внешний недостаток, который серьезно мешает в жизни. У Рени это проблема с восприятием внешности. У Артура неврологическое расстройство, которое приводит к бесконтрольному смеху. Вот только в жизни Артура не происходит чуда, перестает получать необходимые лекарства, психологическое состояние обостряется, а окружающий мир рушится на глазах.



Артур работает клоуном-аниматором на улицах Готема. В городе растет уровень преступности и безработица, бастуют работники коммунальных служб, поэтому улицы не убираются и вокруг много мусора. Здания, метро и автомобили разрисованы граффити. Атмосфера города, согласно "теории разбитых окон", располагает к совершению преступлений, когда небольшие правонарушения не пресекаются, а провоцируют к серьезным преступлениям. Там где отсутствует порядок - торжествует беспорядок. Жертвой подобного беспорядка становится и наш герой. В один рабочий день хулиганы отбирают у Артура рекламный плакат. Попытка забрать плакат обратно заканчивается избиением Артура и последующим увольнением.



Увольнение для Артура - серьезный удар. У него на иждивении мать, за которой приходится постоянно ухаживать - кормить, мыть и укладывать в постель. Каждый вечер мать и сын устраиваются перед телевизором и смотрят вечернее шоу. Артур представляет как телеведущий приглашает выйти на сцену и говорит слова признательности и одобрения. Подобные фантазии крайне важны для анализа. Такая ситуация говорит о специфичном состоянии психики, которая стремится компенсировать негативные события жизни. Несмотря на безденежье, Агапе нашего героя не падает в мортидо, а держится на уровне Архетипа Помощник - желание трудиться, помогать родным людям, быть добрым и отзывчивым, несмотря на проблемы.



Вот наш герой возвращается домой после тяжелого дня. В полупустом вагоне метро с ним едет пьяная компания, которая ведет себя грубо с окружающими людьми. Ни к месту у Артура происходит обострение и вырывается смех, чем обращает на себя внимание молодых людей, которые не понимают почему Артур смеется, что задевает и раздражает. В конце концов молодные люди бьют Артура. Из-за страха получить увечья, Артур применяет огнестрельное оружие и убивает обидчиков. Так происходит "вынужденное" падение мортидо в Архетип Убийцы. Происходит стремительно. Сначала Артур применяет оружие как инструмент самообороны, а затем догоняет последнего обидчика и убивает. Аффективное состояние переходит к умышленному поведению. Теперь Агапе героя не вернется в прежнее положение. Становление Архетипа Убийцы - серьезное психологическое состояние.



Следующее развитие событий показывает компенсирующее действие паттерна Эрос. Однажды, до событий в метро, Артур встречает соседку, которая в лифте роняет несколько фраз с дочерью, которые Артур встречает с пониманием. Так в психике Артура появляется образ "прекрасной избранницы". Этот образ питает энергией и дарит добро, спасет от чувства одиночества и жестокости окружающего мира. К Артуру приходить решимость публичного выступления и желание осуществить мечту. До событий в метро Артур стеснялся девушки, после происшествия Архетип Милый переходит к Архетипу Любовника. Эта волна эросных представлений тянет психику к Архетипу Кумира - человека, которого любят и признают в обществе. Артур ходит на представления стендап-комиков, ведет записи и сочинения. И у нас возникает впечатление, что худшее теперь позади.



Выступление не удается Артуру. Публика не понимает шуток, шумит и перебивает. Артур не обращает на них внимание. К счастью, с ним любимая девушка, которая улыбается во время шоу, смеется и не сводит с него любящих глаз. После шоу пара мило гуляет по городу. Девушка замечает на первой полосе газеты сообщение об убийствах в метро и называет убийцу "гением". Артур улыбается и чувствует себя в этот момент счастливым. Как видно, психика Артура не различает добра и зла, личная мотивация оправдывает подобное поведение. Это говорит о том, что паттерн Сторге уже не работает и произошла деградация Тирании - становление Архетипа Обманщик.



События идут своим чередом. Дома Артур замечает письмо матери из которого узнает о том, что он приемный сын. Попытка узнать истину приводит в психическую лечебницу, где он узнает, что мать психически больна и придумала историю, в которой Артур сын известного в городе миллиардера. Кроме того, узнает,что мать позволяла мужу избивать маленького Артура. Родственная нить окончательно обрывается и Архетип Убийцы указывает на единственное решение - жесткого мстить обидчикам. Кроме того, Артура публично унижают перед городом на любимом телевизионном шоу. Человек, которого Артур считал своим кумиром, насмехается над ним. Попытка психики зацепиться за эросные чувства также не оправдывается. Внезапно выясняется, что романтические отношения существовали только в представлениях. Артур не любовник и не кумир. На самом деле психику питал не Эрос, а Мания - Архетип Искусителя.



Неожиданного Артура приглашают на любимое шоу. Тогда Артур придумывает шутку, которая должна закончиться самоубийством в прямом эфире. Мать, которую он любил, оказалась обманщицей. Любимая девушка жила только в его представлениях. Общество не приняло и не поддержало желания стать комиком. Артур из последних сил был дружелюбным, но после таких событий Филия окончательно была съедена Фобией. Столь стремительные события привели к тому, что в психике активировался Архетип Изгоя - последний уровень деградации Фобии. Артур никому не нужен, общество считает его лишним и близкий человек - по сути предатель. Конструктивные архетипы потерпели крушение, уступив место деконструктивным мортидо паттернам, которые в свою очередь набрали силу и деградировали к финальным стадиям. Артур переживает в себе архетип Изгоя, Убийцы и Помешанного. Теперь герой берет себе новое имя - Джокер. Прежняя личность больше не существует.



Джокер готовится к своему последнему шоу. Перекрашивает волосы, подбирает наряд, чтобы соответствовать образу карты джокера. По его задумке он должен убить себя, поскольку не видит необходимость жить дальше. Так в нем умирает прежняя личность - Артур. На самом же шоу все внезапно меняется. Конструктивные паттерны отмирают и разрушительная реакция мортидо торжествует становление Джокера, который убивает телеведущего. Такое действие на глазах города создает из Джокера антигероя - демоническую личность, которой начинает подражать толпа, переживающая схожие мортидо паттерны. Теперь Джокер становится личиной и маской для городских убийц.


Вот мы и рассмотрели деконструктивные паттерны на примере фильма "Джокер". Происходящие в фильме события ужасают и заставляют сочувствовать несчастью Артура и при этом категорично осуждать поведение Джокера. Человечество ищет попытки осознать возникновение зла и каждый видит свои причины. Так и Аматорика предложила еще один взгляд, который естественно не претендует на полноту, а раскладывает в категории восприятие и поведение психики. На примере фильма видно насколько хрупкая психика у человека и как легко рушится если однажды в жизни человека выпадает карта джокера.